Уже в уставе шестого века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
Церковь призывает верующих проводить Святки в радости, любви и согласии, совершать милосердные дела.
В первые дни празднества по традиции принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки – в воспоминание о дарах, принесенных Богомладенцу волхвами.
Еще в XIX веке считалось, что каждый христианин на Святках должен посетить больницу, сиротский приют и тюрьму. Считалось, что рождественская радость должна коснуться всех.
Во второй день Святок принято было посещать больных, в третий – сирот, в четвертый – заключенных. В древние времена в Святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.
Во второй день рождественских Святок прославляют Матерь Христа Спасителя, Святую Деву Марию. В этот день отмечают и праздник повивальных бабок и рожениц – Бабьи каши.
Центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза. Хозяйки красиво накрывают столы. На столе ставили дополнительные приборы по числу членов семьи, умерших в прошедшем году.
Особой традицией святок на Руси являлось колядование, или славление. Даже Петр Первый наряжал своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами и в сопровождении хора певчих на святки ходил с ними по боярским домам славить Христа.
Для потешных и забавных игр парни и девушки заранее готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. В масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни. Основная цель колядования – пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. Каждая хозяйка угощала гостей выпеченными из теста фигурками птиц и зверей, конфетами и другими сластями. Все, кто «рядился» в маски, для того, чтобы смыть с себя грех, должны были искупаться в проруби.
С этого дня начинались девичьи гадания и продолжались они до самого Крещения.